В промышленности существует огромное количество различного оборудования, которое требует эффективного и надежного привода. И одним из наиболее распространенных типов привода являются электродвигатели. Они широко используются во многих отраслях промышленности, таких как металлургия, нефтегазовая промышленность, химическая промышленность, энергетика и другие.
Электродвигатели представляют собой устройства, которые преобразуют электрическую энергию в механическую. Они состоят из двух основных компонентов: статора и ротора. Статор является неподвижной частью, в которой создается магнитное поле, а ротор - вращающейся частью, которая перемещается под действием этого поля.
Одной из основных характеристик электродвигателей является мощность. Она измеряется в киловаттах (кВт) и указывает на способность двигателя производить работу. Также важными характеристиками являются скорость вращения, момент сопротивления и класс защиты. Скорость вращения обычно измеряется в оборотах в минуту (об/мин), и определяет, с какой скоростью ротор может вращаться. Момент сопротивления указывает на силу, которую может развивать двигатель при заданной нагрузке. Чем выше момент сопротивления, тем больше нагрузку двигатель может преодолеть.
Класс защиты определяет степень защиты электродвигателя от пыли, влаги и других внешних воздействий. Классы защиты обозначаются буквами и цифрами, например, IP55, где первая цифра указывает на степень защиты от пыли, а вторая - от влаги.
Также важно учитывать энергетическую эффективность электродвигателей. Она измеряется по стандарту IE (International Efficiency) и может быть классифицирована как IE1, IE2, IE3 или IE4. Чем выше класс эффективности, тем меньше энергии тратится на преобразование электрической энергии в механическую, что приводит к экономии электроэнергии и снижению затрат на электроэнергию.
Электродвигатели используются во многих отраслях промышленности и бытовой сфере. Например, в металлургии они применяются для привода прокатных станов, тяжелых манипуляторов и другого оборудования. В нефтегазовой промышленности электродвигатели используются для привода насосов, компрессоров, вентиляторов и другого оборудования. В энергетике они применяются для привода генераторов и турбин. В производстве электродвигатели используются для привода конвейеров, роботов, станков и других производственных машин. В бытовой сфере электродвигатели применяются в холодильниках, стиральных машинах, кондиционерах и других бытовых приборах.
Электродвигатели также находят применение в транспорте, например, в электромобилях и электрических велосипедах. Они используются для привода двигателей, трансмиссий и других систем.
Важно отметить, что электродвигатели играют ключевую роль в снижении энергопотребления и вредных выбросов в окружающую среду. Использование электродвигателей с высокой энергетической эффективностью (IE3 и выше) позволяет сократить энергопотребление и уменьшить выбросы парниковых газов.
В целом, электродвигатели являются неотъемлемой частью современной промышленности и бытовой сферы, обеспечивая привод и движение различных машин и устройств.
EFF1, EFF2, EFF3, IE1, IE2, IE3, IE4, IE5 Класс эффективности двигателя
Последнее обновление от 5 декабря 2022 года Electricalvolt
В этой статье описываются различные классы эффективности (EFF1, EFF2, EFF3, IE1, IE2, IE3, IE4 и IE5) электродвигателей. Итак, давайте начнем с определения КПД и класса экономичности.
КПД электродвигателя - это параметр производительности, который указывает максимальную мощность двигателя по отношению к входной. Класс эффективности - это стандарт, который используется для представления эффективности двигателя. На рынке доступны различные типы классов эффективности: EFF1, EFF2, EFF3, IE1, IE2, IE3, IE4 и IE5. Где EFF1, EFF2 и EFF3 - это европейские классы эффективности, тогда как IE1, IE2, IE3, IE4 и IE5 - классы эффективности двигателей, определенные Международной электротехнической комиссией (МЭК). При определении класса двигателей EFF потери на паразитирование считаются равными 0,5% от общей входной мощности, тогда как в случае классов IE сначала определяются потери на паразитирование.
В случае класса EFF проверка эффективности двигателя проводится в соответствии со стандартом IEC 60034-2-1: 1996. Например, для электродвигателя мощностью 4 кВт с 2 полюсами, если КПД равен или превышает 87,6%, то двигатель относится к классу эффективности EFF1. Если КПД двигателя находится в диапазоне от 84,2% до 87,6%, то двигатель будет относиться к классу эффективности EFF2. Если КПД двигателя меньше 84,2%, то он подпадает под класс эффективности EFF3.
В случае классов IE КПД двигателя определяется в соответствии со стандартом IEC 60034-30:2008. Например, снова рассмотрим 2-полюсный электродвигатель мощностью 4 кВт, если КПД двигателя составляет 83,1%, то он считается двигателем класса IE1, если он равен 85,8%, то он считается двигателем класса IE2, если он равен 88,1%, то двигатель будет считаться двигателем класса IE3, а если КПД равен 90%, то двигатель перейдет в класс IE4.
Теперь давайте подробно обсудим каждый класс эффективности один за другим.
EFF1 означает класс энергоэффективности 1. Электродвигатель класса EFF1 будет иметь КПД выше, чем у двигателей классов EFF2 и EFF3. Если посмотреть стандартные таблицы трех классов эффективности, то окажется, что КПД двигателей EFF1 на 40% выше, чем у двигателей EFF3, и на 20% выше, чем у двигателей EFF2. Двигатели EFF1 обычно проектируются и производятся для работы более 6000 часов в год.
Пример – Электродвигатель мощностью 30 кВт с 4 полюсами, имеющий КПД более 93,2%, классифицируется как двигатель класса EFF1.
EFF2 означает класс энергоэффективности 2. Он также известен как стандартный класс эффективности или Улучшенный класс эффективности. КПД двигателей класса EFF2 на 20% ниже, чем у двигателей класса EFF1. Эти двигатели рассчитаны на работу более 2000 часов в год.
Пример – Электродвигатель мощностью 30 кВт с 4 полюсами, имеющий КПД от 91,4% до 93,2%, относится к двигателям класса EFF2.
EFF3 означает класс энергоэффективности 3. Это наименьший класс эффективности или ниже стандартного класса эффективности в европейском стандарте. Двигатели класса EFF3 имеют очень высокие потери мощности. КПД этих двигателей на 40% ниже, чем у двигателей класса EFF1, и на 20% ниже, чем у двигателей класса EFF2.
В двигателях EFF3 высокие потери обусловлены большим размером сердечника, медными проводами низкого качества, малой нагрузкой на двигатель и т.д. В настоящее время двигатели EFF3 не используются. Двигатели класса EFF3 часто рассчитаны на работу более 1000 часов в год.
Пример – Электродвигатель мощностью 30 кВт с 4 полюсами и КПД менее 91,4% относится к двигателям класса EFF3.
Следовательно, с точки зрения эффективности классы эффективности EFF1, EFF2 и EFF3 связаны следующим образом-
EFF1 > EFF2 > EFF3
Мощность в кВт | 2 полюса | 4 полюса | |||
EFF1 (Равный или выше) | EFF2 (Равный или выше) | EFF3 (Ниже) | EFF1 (Равный или выше) | EFF2 (Равный или выше) | EFF3 (Ниже) |
1.1 | 82.8 | 76.2 | 83.8 | 76.2 | |
1.5 | 84.1 | 78.5 | 85 | 78.5 | |
2.2 | 85.6 | 81 | 86.4 | 81 | |
3 | 86.7 | 82.6 | 87.4 | 82.6 | |
4 | 87.6 | 84.2 | 88.3 | 84.2 | |
5.5 | 88.6 | 85.7 | 89.2 | 85.7 | |
7.5 | 89.5 | 87 | 90.1 | 87 | |
11 | 90.5 | 88.4 | 91 | 88.4 | |
15 | 91.3 | 89.4 | 91.8 | 89.4 | |
18.5 | 91.8 | 90 | 92.2 | 90 | |
22 | 92.2 | 90.5 | 92.6 | 90.5 | |
30 | 92.9 | 91.4 | 93.2 | 91.4 | |
37 | 93.3 | 92 | 93.6 | 92 | |
45 | 93.7 | 92.5 | 93.9 | 92.5 | |
55 | 94 | 93 | 94.2 | 93 | |
75 | 94.6 | 93.6 | 94.7 | 93.6 | |
90 | 95 | 93.9 | 95 | 93.9 |
IE1 означает международный класс эффективности 1. IE1 - это стандартный класс эффективности в соответствии с методом испытаний IEC 60034-30: 2008. Двигатель класса IE1 является наименее эффективным двигателем среди классов IE1, IE2, IE3, IE4 и IE5.
Пример – Электродвигатель мощностью 30 кВт с 4 полюсами, имеющий КПД, равный 90,7%, относится к двигателям класса IE1.
IE2 означает международный класс эффективности 2. Двигатель класса IE2 является более эффективным двигателем, чем IE1, но он менее эффективен, чем двигатели класса IE3, IE4 и IE5.
Пример – Электродвигатель мощностью 30 кВт с 4 полюсами, имеющий КПД 90,3%, называется двигателем класса IE2.
IE3 означает международный класс эффективности 3. Двигатель класса IE3 является более эффективным двигателем, чем двигатели класса IE1 и IE2, но он менее эффективен, чем двигатели класса IE4 и IE5. IE3 - это международный класс эффективности, или класс повышенной эффективности. На практике с точки зрения номинальной мощности двигатели классов IE2 и IE3 практически идентичны, но стоимость двигателей класса IE3 примерно на 10% выше, чем у двигателей класса IE2.
Пример – Электродвигатель мощностью 30 кВт с 4 полюсами, имеющий КПД 93,6%, называется двигателем класса IE3.
IE4 означает международный класс эффективности 4. Двигатель класса IE4 является более эффективным двигателем, чем двигатели классов IE1, IE2 и IE3, но он менее эффективен, чем двигатели класса IE5. Двигатели класса IE4 также называются двигателями класса эффективности супер премиум. Двигатели класса IE4 часто изготавливаются только по заказу. Эти двигатели могут быть изготовлены мощностью до 375 кВт.
Пример – Электродвигатель мощностью 30 кВт с 4 полюсами, имеющий КПД 94,9%, называется двигателем класса IE4.
IE5 означает международный класс эффективности 5. Двигатель класса IE5 является наиболее эффективным двигателем. Двигатели класса IE5 в настоящее время находятся в стадии разработки, т. е. производителям не разрешается производить двигатели класса IE5. У двигателей класса IE5 потери на 20% меньше, чем у двигателей класса IE4.
Мощность в кВт | 2 полюса | 4 полюса | 6 Полюсов | 8 Полюсов | 2 полюса | 4 полюса | 6 Полюсов | 8 Полюсов | 2 полюса | 4 полюса | 6 Полюсов | 8 Полюсов | 2 полюса | 4 полюса | 6 Полюсов | 8 Полюсов |
IE1 | IE1 | IE1 | IE1 | IE2 | IE2 | IE2 | IE2 | IE3 | IE3 | IE3 | IE3 | IE4 | IE4 | IE4 | IE4 | |
0.12 | 45 | 50 | 38.3 | 31 | 53.6 | 59.1 | 59.1 | 39.8 | 60.8 | 64.8 | 57.7 | 50.7 | 66.5 | 69.8 | 64.9 | 62.3 |
0.18 | 52.8 | 57 | 45.5 | 38 | 60.4 | 64.7 | 64.7 | 45.9 | 65.9 | 69.9 | 63.9 | 58.7 | 70.8 | 74.7 | 70.1 | 67.2 |
0.2 | 54.6 | 58.5 | 47.6 | 39.7 | 61.9 | 65.9 | 65.9 | 47.4 | 67.2 | 71.1 | 65.4 | 60.6 | 71.9 | 75.8 | 71.4 | 68.4 |
0.25 | 58.2 | 61.5 | 52.1 | 43.4 | 64.8 | 68.5 | 68.5 | 50.6 | 69.7 | 73.5 | 68.6 | 64.1 | 74.3 | 77.9 | 74.1 | 70.8 |
0.37 | 63.9 | 66 | 59.7 | 49.7 | 69.5 | 72.7 | 72.7 | 56.1 | 73.8 | 77.3 | 73.5 | 69.3 | 79.1 | 81.1 | 78 | 74.3 |
0.4 | 64.9 | 66.8 | 61.1 | 50.9 | 70.4 | 73.5 | 73.5 | 57.2 | 74.6 | 78 | 74.4 | 70.1 | 78.9 | 81.7 | 78.7 | 74.9 |
0.55 | 69 | 70 | 65.8 | 56.1 | 74.1 | 77.1 | 77.1 | 61.7 | 77.8 | 80.8 | 77.2 | 73 | 81.5 | 83.9 | 80.9 | 77 |
0.75 | 72.1 | 72.1 | 70 | 61.2 | 77.4 | 79.6 | 79.6 | 66.2 | 80.7 | 82.5 | 78.9 | 75 | 83.5 | 85.7 | 82.7 | 78.4 |
1.1 | 75 | 75 | 72.9 | 66.5 | 79.6 | 81.4 | 81.4 | 70.8 | 82.7 | 84.1 | 81 | 77.7 | 85.2 | 87.2 | 84.5 | 80.8 |
1.5 | 77.2 | 77.2 | 75.2 | 70.2 | 81.3 | 82.8 | 82.8 | 74.1 | 84.2 | 85.3 | 82.5 | 79.7 | 86.5 | 88.2 | 85.9 | 82.6 |
2.2 | 79.7 | 79.7 | 77.7 | 74.2 | 83.2 | 84.3 | 84.3 | 77.6 | 85.9 | 86.7 | 84.3 | 81.9 | 88 | 89.5 | 87.4 | 84.5 |
3 | 81.5 | 81.5 | 79.7 | 77 | 84.6 | 85.5 | 85.5 | 80 | 87.1 | 87.7 | 85.6 | 83.5 | 89.1 | 90.4 | 88.6 | 85.9 |
4 | 83.1 | 83.1 | 81.4 | 79.2 | 85.8 | 86.6 | 86.6 | 81.9 | 88.1 | 88.6 | 86.8 | 84.8 | 90 | 91.1 | 89.5 | 87.1 |
5.5 | 84.7 | 84.7 | 83.1 | 81.4 | 87 | 87.7 | 87.7 | 83.8 | 89.2 | 89.6 | 88 | 86.2 | 90.9 | 91.9 | 90.5 | 88.3 |
7.5 | 86 | 86 | 84.7 | 83.1 | 88.1 | 88.7 | 88.7 | 85.3 | 90.1 | 90.4 | 89.1 | 87.3 | 91.7 | 92.6 | 91.3 | 89.3 |
11 | 87.6 | 87.6 | 86.4 | 85 | 89.4 | 89.8 | 89.8 | 86.9 | 91.2 | 91.4 | 90.3 | 88.6 | 92.6 | 93.3 | 92.3 | 90.4 |
15 | 88.7 | 88.7 | 87.7 | 86.2 | 90.3 | 90.6 | 90.6 | 88 | 91.9 | 92.1 | 91.2 | 89.6 | 93.3 | 93.9 | 92.9 | 91.2 |
18.5 | 89.3 | 89.3 | 88.6 | 86.9 | 90.9 | 91.2 | 91.2 | 88.6 | 92.4 | 92.6 | 91.7 | 90.1 | 93.7 | 94.2 | 93.4 | 91.7 |
22 | 89.9 | 89.9 | 89.2 | 87.4 | 91.3 | 91.6 | 91.6 | 89.1 | 92.7 | 93 | 92.2 | 90.6 | 94 | 94.5 | 93.7 | 92.1 |
30 | 90.7 | 90.7 | 90.2 | 88.3 | 92 | 92.3 | 92.3 | 89.8 | 93.3 | 93.6 | 92.9 | 91.3 | 94.5 | 94.9 | 94.2 | 92.7 |
37 | 91.2 | 91.2 | 90.8 | 88.8 | 92.5 | 92.7 | 92.7 | 90.3 | 93.7 | 93.9 | 93.3 | 91.8 | 94.8 | 95 | 94.5 | 93.1 |
45 | 91.7 | 91.7 | 91.4 | 89.2 | 92.9 | 93.1 | 93.1 | 90.7 | 94 | 94.2 | 93.7 | 92.2 | 95 | 95.4 | 94.8 | 93.4 |
55 | 92.1 | 92.1 | 91.9 | 89.7 | 93.2 | 93.5 | 93.5 | 91 | 94.3 | 94.6 | 94.1 | 92.5 | 95.3 | 95.7 | 95.1 | 93.7 |
75 | 92.7 | 92.7 | 92.6 | 90.3 | 93.8 | 94 | 94 | 91.6 | 94.7 | 95 | 94.6 | 93.1 | 95.6 | 96 | 95.4 | 94.2 |
90 | 93 | 93 | 92.9 | 90.7 | 94.1 | 94.2 | 94.2 | 91.9 | 95 | 95.2 | 94.9 | 93.4 | 95.8 | 96.1 | 95.6 | 94.4 |
110 | 93.3 | 93.3 | 93.3 | 91.1 | 94.3 | 94.5 | 94.5 | 92.3 | 95.2 | 95.4 | 95.1 | 93.7 | 96 | 96.3 | 95.8 | 94.7 |
132 | 93.5 | 93.5 | 93.5 | 91.5 | 94.6 | 94.7 | 94.7 | 92.6 | 95.4 | 95.6 | 95.4 | 94 | 96.2 | 96.4 | 96 | 94.9 |
160 | 93.8 | 93.8 | 93.8 | 91.9 | 94.8 | 94.9 | 94.9 | 93 | 95.6 | 95.8 | 95.6 | 94.3 | 96.3 | 96.6 | 96.2 | 95.1 |
200 | 94 | 94 | 94 | 92.5 | 95 | 95.1 | 95.1 | 93.5 | 95.8 | 96 | 95.8 | 94.6 | 96.5 | 96.7 | 96.3 | 95.4 |
250 | 94 | 94 | 94 | 92.5 | 95 | 95.1 | 95.1 | 93.5 | 95.8 | 96 | 95.8 | 94.6 | 96.5 | 96.7 | 96.5 | 95.4 |
315 | 94 | 94 | 94 | 92.5 | 95 | 95.1 | 95.1 | 93.5 | 95.8 | 96 | 95.8 | 94.6 | 96.5 | 96.7 | 96.6 | 95.4 |
355 | 94 | 94 | 94 | 92.5 | 95 | 95.1 | 95.1 | 93.5 | 95.8 | 96 | 95.8 | 94.6 | 96.5 | 96.7 | 96.6 | 95.4 |
400 | 94 | 94 | 94 | 92.5 | 95 | 95.1 | 95.1 | 93.5 | 95.8 | 96 | 95.8 | 94.6 | 96.5 | 96.7 | 96.6 | 95.4 |
450 | 94 | 94 | 94 | 92.5 | 95 | 95.1 | 95.1 | 93.5 | 95.8 | 96 | 95.8 | 94.6 | 96.5 | 96.7 | 96.6 | 95.4 |
от 500 до 1000 | 94 | 94 | 94 | 92.5 | 95 | 95.1 | 95.1 | 93.5 | 95.8 | 96 | 95.8 | 94.6 | 96.5 | 96.7 | 96.6 | 95.4 |
Для классов эффективности IE сделаны следующие исключения-
Ниже приведены основные различия между классами эффективности IE и EFF-
S. Нет. | Класс эффективности двигателя IE | Класс эффективности двигателя EFF |
1. | Тестирование двигателя проводится в соответствии со стандартом IEC 60034-2-1: 2014. | Тестирование двигателя проводится в соответствии со стандартом IEC 60034-2-1: 1996. |
2. | Измерены потери при рассеянии. | Предполагается, что потери при рассеянии составляют 0,5% от входного напряжения. |
Комментариев пока нет